Так ли безопасен безопасный общественный транспорт?

В 2008 году в России уже произошло более 37 тыс. ДТП, из которых около 30 тыс – по вине водителей автотранспортных средств…
Причем в повышении статистики дорожных происшествий активное участие принимают водители автобусов и маршрутных такси. Несмотря на общую тенденцию снижения основных показателей аварийности по вине водителей автобусов, по-прежнему на этих участников дорожного движения приходится львиная доля ДТП.
Печальную статистику дорожных происшествий с участием водителей общественного транспорта подтверждает и традиционная общероссийская профилактическая операция "Автобус", проведенная ГИБДД.
Число неисправных машин, ежедневно выходящих на линии, варьируется в различных регионах от 25% до 50% от общего автопарка общественного транспорта. Например, в Чувашии каждый восьмой из проверенных автобусов оказался неисправен, а в Вологде из-за короткого замыкания электропроводки на глазах у пассажиров на остановке загорелся "ПАЗик".
Ряд водителей автобусов и маршруток практически в каждом регионе находились во время работы в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. А уж про такие нарушения, как несоблюдение очередности проезда, выезд на встречную полосу, нарушение правил проезда пешеходного перехода, правил перевозки пассажиров нечего и говорить.
Серьезную лепту в статистику аварийности вносят водители индивидуальных предпринимателей. По их вине, например, только в Нижегородской области в текущем году совершено 19 ДТП, в которых 1 человек погиб и 22 человека пострадали.
Виды ДТП, совершаемые водителями таких автобусов, впечатляют: столкновение, опрокидывание, наезды на пешеходов и даже выпадение пассажиров из транспорта. В феврале в Нижнем Новгороде 55-летняя пассажирка выпала из незакрытой двери автобуса и погибла под его колесами. В Казани в марте в аналогичной ситуации 80-летняя пенсионерка осталась жива, но получила закрытый перелом бедра и ушибы.
Не менее печально выглядит и техническое состояние машин, выходящих на трассу.
В Челябинске за неделю проведения профилактической операции было выявлено 79 автобусов, выходящих на работу с техническими неисправностями. В Чувашии каждый восьмой из проверенных автобусов оказался неисправен. В Вологде на глазах у пассажиров из-за короткого замыкания электропроводки на остановке загорелся "ПАЗик". В Нижнем Новгороде только за несколько часов проверки было выявлено 14 неисправных автобусов, из них трем запрещена эксплуатация со снятием государственных регистрационных знаков.
Безопасность маршруток по-прежнему остается одним из самых больных вопросов. По мнению властей некоторых регионов, невысокая устойчивость на дороге и недостаточно прочный корпус маршрутных "Газелей" негативно сказываются на безопасности пассажиров.
Поэтому, в настоящее время часть городов и регионов России стараются уйти от маршрутных такси марки "Газель", делая выбор в пользу более комфортных, вместительных и безопасных аналогов.
Например, в Новосибирске "Газели" и "ПАЗы" планируют заменить китайскими маршрутками. Чиновники Московской области планируют запретить компаниям-перевозчикам эксплуатацию "Газелей", неукомплектованных ремнями безопасности. А власти Санкт-Петербурга приняли решение отказаться от пассажирских "Газелей" на муниципальных маршрутах и до 2010 года намерены снять их со всех маршрутов: в ближайшее время владельцы микроавтобусов обязаны предъявить властям города график замены опасных автомобилей на более безопасный транспорт. В Липецке также постепенно планируют избавляться от маршруток малой вместимости - "Газелей" и "ПАЗов", которые, по мнению властей, затрудняют движение и создают пробки на дорогах.
В "Группе ГАЗ" с такой политикой категорически не согласны. "В данном случае распространение информации, в которой ответственность за аварии переносится на завод-производитель автомобилей, равносильна обвинению в трагедии 11 сентября 2002 года в США всех производителей самолетов. Заказчики таких материалов прекрасно осведомлены, что аварии происходят по вине водителя, а не машины", - отметил пресс-секретарь "ГАЗа" Олег Гамов.
В пресс-службе компании привели Interfax-Russia.ru данные статистики ГИБДД РФ, согласно которым ни в одном из аварийных случаев не был зафиксирован заводской брак.
"Сейчас помимо известных в России корейских марок на наш рынок пытаются продвинуть китайские микроавтобусы. И в ряде регионов их уже используют в качестве маршруток. А у них даже техническая их конструкторская документация на русский не переведена! Какие тут ГОСТы! Государство пытается решать вопросы безопасности общественных перевозок, а тут - 100-200 марок различных автобусов на линиях! При этом рычагов воздействия на японских, корейских, китайских и европейских производителей российский чиновник не имеет априори. Куда смотрит Ростехнадзор, непонятно", - возмущается пресс-секретарь "Группы ГАЗ".
В частности, по его словам, в Благовещенске в качестве маршруток используют вообще не сертифицированные в РФ для пассажироперевозок корейские и китайские микроавтобусы.
Проблемой высокой аварийности работы маршрутных такси озаботились и депутаты Государственной Думы. При этом законодатели предлагают лишь ужесточить требования к водителям. Внесенный на рассмотрение Госдумы законопроект предлагает увеличение возрастного ценза для допущенных к управлению маршрутками водителей с 18 до 21 года. Кроме того, предлагается закрепить обязательный трехгодичный водительский стаж для водителей маршрутных такси.
Безусловно, человеческий фактор играет немаловажную роль в увеличении числа дорожных происшествий. Агрессивность водителей и несоблюдение правил дорожного движения, обусловленные желанием заработать, не взирая на безопасность пассажиров и свою собственную, являются одной из основных причин увеличения числа ДТП с участием водителей маршруток и автобусов.
По словам Гамова, подготовка водителей на многих пассажирских автопредприятиях оставляет желать лучшего, сильно изношен автопарк, часто на маршруты выходят автомобили не прошедшие технический осмотр. Если бы дело было в технологических просчетах, то попадать в аварии должны бы были все виды "Газелей", считают в пресс-службе. Между тем, отметил пресс-секретарь "Группы ГАЗ", ДТП происходят в основном с маршрутками, хотя их производится в четыре раза меньше, чем остальных видов.
По его мнению, одной из причин высказываний о низких эксплуатационных характеристиках "Газели" является самовольное переоборудование автовладельцами из фургона, грузовой модификации, в микроавтобус. "Такой транспорт не предназначен для перевозок пассажиров, - отметил Гамов. – А, в силу того, что автомобили носят одну торговую марку, это поневоле сказывается на имидже этих автомобилей и создает ложное впечатление об их безопасности".
Главной причиной большого числа аварий в пресс-службе "Группы ГАЗ" считают низкое качество управления общественными перевозками со стороны муниципалитетов, "которые недостатки в своей работе пытаются переложить на производителя". "Если использовать каждое транспортное средство по назначению в соответствии с правилами эксплуатации, то и претензий к безопасности и заводу-изготовителю не возникнет", - заявил Гамов.
Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД ГУВД по Нижегородской области Игорь Михайлушкин также считает, что основная задача по обеспечению безопасности дорожного движения - заставить работать все категории должностных лиц, ответственных за перевозку пассажиров. В том числе, руководителей автотранспортных предприятий, частных предпринимателей, занимающихся извозом и самих водителей автотранспортных средств.
В ГУВД по Челябинской области и УВД по Ямало-Ненецкому автономному округу такие меры уже практикуются: лиц, оказывающих не отвечающие требованиям безопасности услуги по перевозке пассажиров, привлекают к ответственности по статье 238 УК РФ.
Однако, как видно на практике, используемых мер недостаточно для обеспечения безопасности граждан, пользующихся общественным транспортом.
По мнению начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Татарстана Дамира Бикмухаметова, для снижения аварийности этого вида транспорта на дорогах необходимо наличие у автоперевозчика определенной технической базы, строгое соблюдение режима труда и отдыха, а также создания таких условий, при которых водителем пассажирского транспорта не смог бы оказаться случайный человек.
Кстати, было бы неплохо, если бы в число обязательных условий для проведения конкурсов по выбору перевозчиков входили не только наличие необходимой материальной базы, но и защита интересов пассажиров.
А пока безопасностью общественного транспорта не озаботятся не только непосредственно участники дорожного движения, но и все структуры жители городов не сможет чувствовать себя в безопасности во время поездки в автобусе или маршрутном такси.
/Интерфакс/
+3 --2

Новая музыка